ВЕЛИКИЕ ФРЕСКИ СВОДА БАЗИЛИКИ ИЛЬ ДЖЕЗУ в Риме

Фреска свода центрального нефа церкви Иль Джезу в Риме, работа Джован Баттиста Гаулли (1639–1709), известного как Иль Бачиччо  (уменьшительное от Джован Баттиста на генуэзском), заслуживает того, чтобы быть в списке великих сводов в стиле барокко. Те, которые по праву вошли в историю искусства.

Даже если в Риме – ключевом месте барокко – чувствуется конкуренция, роспись свода базилики святого имени Иисуса не может уступить никому своей росписью в жанре Тромлей или современного формата 3D.

Работа была заказана кардиналом Джованни Франческо Негроне (генуэзец, как и Гаулли), тогдашним ее титулярным кардиналом  иезуитской церкви. На создание шедевра барочной живописи «Триумф имени Иисуса»  ушло 5 лет, с 1674 по 1679 год. Монументальная барочная фреска известна также как Поклонение, Поклонение или Сияние имени Иисуса.

На самом деле заказ был намного больше, не только роспись свода. Бачичча расписывает также апсиды на тему «Поклонение Агнцу» и купола – «Вознесение», а также 4 парусных купола. Эти монументальные росписи в жанре тромплей по праву могут соперничать с налогичными работами Андреа Поццо в базилике Сант-Игнацио.

ОПИСАНИЕ РОСПИСИ СВОДА

Центральной точкой всей росписи является эмблема ордена иезуитов – монограмма IHS (Иисус на древнегреческом языке), залитая солнечным светом. Представляет собой отрывок из послания апостола Павла филипийцам: «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних».

Действительно роспись Бачиччо призывает весь мир: ангелов и демонов, живых и мертвых, праведников и грешников воспевать славу Христа. В ослепительном свете Иисуса коррелируются хоры небесных фигур. Вокруг в смелом тромплей, выходящем за край фрески и переходящем в кессонный потолок, изображены 3 группы персонажей. Во главе первой группы идет великий король франков и реформатор Карл Великий (опирается рукой на императорскую корону). Вместе с ним и реформатортой же группы 3 Короля с дарами. Мельхиор, Каспар, Валтасар. С противоположной стороны, за краем фрески находится вторая группа персонажей. Фигура в сером одеянии и красном плаще  – это Сан-Роберто Беллармино. На Святой Грегорий Великий изображен одетым в белом одеянии и охристой накидке. Среди десятков толпящихся фигур выделяется Сан Филиппо Нери с длинной белой бородой. Третья группа это святые женщины. Слева направо: Царица Савская, святая Еленв, святая Елизавета Венгерская, святую Екатерина Сиенская, святая Францизка Римская (спиной с черными волосами, связанными в пучок).

Свод завершается грозной группой персонажей, которые, «пробив» раму фрески, свободно падают на верующих. Это Падение Мятежных Ангелов.  В том числе в центре существо с головой человека и телом кошки. Эта муха Бачиччо не ограничивается (так сказать) trompe l’oeil, но, чтобы еще больше обмануть зрителя, он вставляет нарисованную лепнину, которая подчеркивает перспективу.

Церковь Иль Джезу в Риме

Посещение базилики Иль Джезу входит в маршрут экскурсий:

Расписание:

Пн – Cб 07:00-12:30 и 16:00-19:45;  

Вс 08:00-10:00 и 12:30-19:00

Посещение бесплатное. Дресс-код – закрытые плечи и колени

Поделиться