САМЫЕ АНТИЧНЫЕ ЦЕРКВИ РИМА
Если спросить жителей Рима, в том числе коренных римлян на протяжении многих поколений, какая церковь является самой дрецней в Риме, очень немногие смогли бы ответить. Но не из-за незнания или отсутствия интереса к предмету, а потому, что вопрос все еще открыт, и – очень большое количество церквей в Риме определенно не помогает найти ответ на этот вопрос. В Риме их насчитывается более 900.
Согласно мнения спецалистов некоммерческой ассоциации спелеологов и археологов, влюбленных в Рим «Roma sotterranea», титул самой древней оспаривается двумя церквями: Санта-Пуденциана и Санта-Приска. Первая расположена via Urbana, в районе Монти, второй – на via Aventino. Обе связаны с именем апостолом Святого Петра. Церковь Санта-Пуденциана обязана своим именем сенатору Пуденте, в доме которого по преданию была построена впервые церковь во время понтификата папы Римского Пия I (140 – 155). По традиции, 2 дочери сенатора – будущие Санта-Прасседе и Санта-Пуденциана принимали в своем доме Святого Петра, который основал здесь христианскую общину.
Некоторые раскопки действительно нашли под полом нынешней церкви остатки римских построек II века. Внешний вид церкви сегодня – это поздний ренессанс. Церковь Санта-Приска стоит на том месте, где жили матрона Приска ( изветсная также как Присцилла) и ее муж Акила, обращенные в христианство Святым Петром, которого они принимали у себя в доме как гостя. В фундаменте церкви сохранились остатки их дома.
Сегодня внешний вид церкви, которую несколько раз реконструировали, относится к XVII веку. В первой капелле справа – купель для крещения, которую по легенде использовал Святой Петр для крещения двух супругов.
Разумеется, что изначально эти первые церкви следует понимать не как христианские храмы, которые мы знаем сегодня, а как титулусы или залы в частных домах, где собирались первые христиане. Большое заблуждение считать, что первые христиане прятались от властей в катакомбах.
Специалисты культурной Ассоциации «Roma sotterranea» считают, что первыми в современном понимании церквями были две базилики, построенные императором Константином: Сан-Пьетро и Сан-Джованни-ин-Латерано. Историки – специалисты раннехристанской археологии отвергвют утверждение. Они утверждают, что первой истинной церковью в Риме является церковь Сан-Мартино-ай-Монти, датируемая началом IV веком нашей эры.
Она была основана Римским папом Сильвестром I на земле, подаренной представителем семьи Эквизи (отсюда и название Титулус Эквити).
Разумеется, что изначально эти первые церкви следует понимать не как христианские храмы, которые мы знаем сегодня, а как титулусы или залы в частных домах, где собирались первые христиане. Большое заблуждение считать, что первые христиане прятались от властей в катакомбах.
Классификация дохристианских мест и церквей ранних христиан
После периода терпимости первых веков и гонений третьего века римский император Константин I разрешил христианам иметь собственные места поклонения. Первые церкви возникли в местах, где первые христиане собирались наедине или тайно, и они были разделены на:
- Дома частных лиц – приверженцев христианства, в которых проводились собрания верующих (оратории и храмины). Такие домашние церкви так и назывались domus ecclesiae, «дом собрания». В последующим они трасформировались в титулусы;
- Места, где велась благотворительность – помощь бедным, были так называемыми «диакониями». Буквальный перевод термина – служение. Служение Богу должно выражаться и в деятельной поддержке нуждающихся ближних, прежде всего собратьев по вере.
- Дома, в которых был титул то есть имя владельца или донаратора, отсюда и название. Титул указывал на табличке (из мрамора, дерева, металла или пергамента) рядом с дверью здания имя владельца или донатора. Позже уже были перепосвящены святым, мученникам. А на их месте в последующий период построили настоящие церкви.
Например, titulus Clementis, первоначально принадлежавший некоему Клеменсу, позже стал церковью Клемента, и, соответствует нынешней базилике Сан-Клементе-аль-Латерано.
Только титулусы имели право разносить таинства. Папа Марцелл I (306–308 гг. Н.э.),
в начале IV века подтвердил, что только титулусы являются центрами управления церковью. Тогда их насчитывалось 25 в Риме согласно Либер Понтификалис (хронологический сборник римских пап)
Христианские культовые сооружения архитектурно не отличались от обычных жилых зданий, хотя возможно, что даже до 313 года они были построены специально для поклонения в простых залах. Другие примеры идентификации частных домов, которые в некоторых случаях находились под последующими церквями:Базилика Санти-Джованни-э-Паоло или Сначала он был известен как Титулус Бизантис, затем — как Титулус Паммахия.Санта Чечилия ин Трастевере или Титулус Цецилии, Сан Мартино ай Монти или Титулус Эквити
Известные церкви по срокам строительства Церкви Рима
Церкви можно упорядочить по векам их первоначального строительства и датам первой записи каждой церкви. Однако посетителю Рима не следует ожидать, что нынешняя архитектурная структура зданий отражает этот возраст. На протяжении веков большинство из них подвергалось реконструкции или строились заново. Поэтому почти все церкви Рима будут выглядеть значительно более современными и их внешний вид будет представлять собой в архитектурном плане и внутреннем убранстве пересечение разных периодов и стилей искусства.
Церкви Рима по датам основания с указанием наиболее примечательных и обязательных к посещению.
Самое большое количество церквей датируется четвертым веком, когда христианская религия перестала быть преследуемой. Их всего 34. Церкви, которые в наибольшей мере сохранили свидетельства той эпохи: Сан Клементе, Санта Пуденциана, Санта Костанца, Сан Себастиано фуори ле мура.
Из 16 церквей пятого века самыми примечательными являются базилики Сан Лоренцо ин Лучина, Санта Чечилия ин Трастевере, Санта Мария Антиква, Санта Сабина аль Авентино, Санта Мария Маджоре.
Шестой век (10 храмов) представлен церквями с уникальным убранством (в части мозаичного оформления и архитектуры) Санти Косма и Дамиано, Сан Лоренцо фуори ле мура, Санта Мария ин Космедин.
В Риме также есть церкви, основанные в IV-VI веках, но они были полностью обновлены в VII-IX веках. Эти храмы хранят свидетельства срдневекового искусства, произведения римских и греческих мастеров, имена которых неизвестны.